Адрес материала в интернете :
http://www.caresd.net/site.html?en=0&id=15664

ПечататьОтправить на принтер

«Кыргызстан должен получать прибыль от своих водных ресурсов», - заявил ИА «24.kg» в своем интервью депутат, вице-спикер Жогорку Кенеша КР Тайырбек Сарпашев.

Бишкек – ИА «24.kg», Жылдызбек ИБРАЛИЕВ

«Кыргызстан должен получать прибыль от своих водных ресурсов», - заявил ИА «24.kg» в своем интервью депутат, вице-спикер Жогорку Кенеша КР Тайырбек Сарпашев.

Правительственные чиновники и руководители энергетических компаний в один голос заявляют, что к осени будет готов законопроект об изменении статуса Камбаратинских гидроэлектростанций, который позволит привлечь инвесторов…

У каскада Токтогульских ГЭС действительно особый статус, согласно действующему закону, одним из авторов которого я являюсь. Помимо них под особый статус подпадают Бишкекская и Ошская ТЭЦ, недостроенные станции Камбарата-I и II, высоковольтные линии (последние не могут быть приватизированы ни при каких обстоятельствах). Сегодня ГЭС не подлежат продаже, но так как мы не можем своими силами достроить их (на это требуется более $2 миллиарда), то необходимо привлечь инвесторов. Те из них, кто проявляет интерес к нашим энергоресурсам, заявляют, что следует создать акционерные общества и оценить, во сколько обошлись выполненные еще во времена Советского Союза строительные работы. Требуется подсчитать, сколько денег необходимо для завершения строительства гидроэлектростанций, и перечислить недостающую часть в качестве взноса вкладчиков. Это делается для привлечения международных инвесторов – казахстанских и российских, которые, возможно, создадут консорциум. В любом случае придется изменить статус недостроенных Камбаратинских ГЭС. Со стороны же правительства найдены новые инвесторы на столичные ТЭЦ. Они хотят акционировать их, чтобы там появился новый хозяин. Это предложение мы готовы рассмотреть. Но у меня вызывает большое сомнение, что кто-нибудь на них сможет вести дела так, чтобы не повышать тарифов для населения. То есть этот вопрос созрел уже давно, тем более, инвесторы уже приходят.

Почему депутаты изменили свою позицию по данному вопросу? Сначала ведь парламентарии были категорически против какой-либо приватизации или сдачи в концессию объектов гидроэнергетики… Или потенциальные инвесторы и правительство «поработали» с вашими коллегами?

В принципе, с самого начала я был за приход на Камбарату-I и Камбарату-II инвесторов. Теперь, когда они появились, мы можем обсуждать условия работы. Но опять же эти гидроэлектростанции не просто так будут отданы, весь процесс пройдет под надзором парламента, и сами объекты уйдут в концессию на определенный срок. В то же время если государство оставит за собой 100 процентов собственности в этих ГЭС, как сегодня, то ни один инвестор ими не заинтересуется. Осознав это, депутаты, возможно, и поменяли свои взгляды.
Если же вы имеете в виду еще и распределительные компании, такие как «Северэлектро», а данный вопрос не решается со времен премьерства Николая Танаева в 2002-2005 годах, то депутаты не собираются отдавать их в частную собственность.

Парламент осуществляет какой-либо контроль за деятельностью распределительных компаний, которые имеют наибольший процент потерь?

Именно поэтому парламентарии и инициировали создание отдельного министерства. Раньше энергетику, по сути, никто не контролировал, за исключением специального отдела в Государственном комитете по управлению госимуществом, который получал только информацию, но ни во что не вмешивался. Такая картина была до начала 2007 года, пока не появилось Министерство промышленности, энергетики и топливных ресурсов. Однако считаю, что действовать административными методами недостаточно, необходимы еще и рыночные механизмы для привлечения инвесторов. Если не произойдет изменения статуса объектов энергетики и они будут по-прежнему принадлежать государству, то есть - никому, отрасль никогда не избавится от воровства и коррупции.

В январе 2007 года парламент одобрил законопроект «О режиме и условиях пропуска воды через гидротехнические сооружения КР», который инициировал Омурбек Текебаев. Согласно ему, государство диктует инвесторам график пропуска влаги через гидроэлектростанции, плотины и другие устройства. Не отпугнет ли это желающих инвестировать свои деньги в нашу энергетику?

Не могу сказать, что предпринимателям это абсолютно невыгодно. Дело в том, что вода является собственностью государства. И инвестор, который сюда придет, должен признавать наши законы. Вода - это богатство Кыргызстана, и она имеет стратегическое значение, особенно остро это осознают наши потомки через 50-100 лет. Поэтому сейчас следует закрепить данное положение в отношении каскада Нарынских ГЭС. Инвесторы должны знать, что только государство будет управлять водными ресурсами.
Уверен, что проблем с регулированием тока воды на Камбарате-II не будет. Они могут возникнуть на Камбарате-I, предназначенной для сбора воды объемом до девяти миллиардов кубометров для хозяйственной деятельности.

У депутатов нет намерения выйти из бессрочного соглашения, подписанного в столице Казахстана – Алматы первым президентом КР Аскаром Акаевым еще в 1992 году? В нем говорится, что «вода является даром народов Центральной Азии»…

Этот договор не мешает нам продавать воду в регионе. Если в летний период ток воды через Токтогульскую ГЭС составляет 400 кубометров в секунду, мы на доходы от этого объема воды не претендуем. Но мы же зимой накапливаем влагу и в летнее время отпускаем, к примеру, Узбекистану, не 400, а 1000 кубометров в секунду. Вот эту разницу в 600 кубов пусть оплачивают соседи. Но они этого не делают, о чем сейчас и идут споры. По сути, получается, что мы собираем воду как товар на складе (на объемы естественного тока воды мы не претендуем), вот за ее сбор и хранение пусть Кыргызстану и платят деньги.

Но ведь подобного соглашения сегодня нет…

Да, соглашения нет. Но мы должны сделать так, чтобы такой договор появился. И законопроект Омурбека Текебаева – первый шаг в направлении регулирования водных отношений между странами региона. Необходимо добиться того, чтобы соседи платили нам за воду. Убежден, что это только вопрос времени.

Многие считают, что подобные инициативы осложнят отношения с соседями…

Мы же протестуем, когда повышают цены на нефть и газ в два раза, когда увеличиваются тарифы за железнодорожный транзит через Казахстан. И не считают, какие убытки наша страна несет при накоплении воды и при ее отпуске соседям летом в ирригационный период. Мы должны считать все. Мы живем в рыночных условиях. Поэтому все взаимоотношения с другими государствами следует приводить к международным стандартам, как делается, в частности, в отношениях между Соединенными Штатами Америки и Канадой. Первые покупают у соседей воду на $800 миллионов в год, и ни у кого это не вызывает вопросов.

Во сколько обходится стране содержание гидротехнических сооружений – электростанций, плотин?

Содержание гидроэлектростанций и упущенная прибыль с затопленных сельскохозяйственных земель составляют ежегодно около $60 миллионов. Прибавьте сюда еще $25 миллионов на содержание уже самой ирригационной системы. Эти деньги мы должны получать от соседей за накопление воды.

Летом в Кыргызстане должен пройти очередной саммит Шанхайской организации сотрудничества. Будет ли парламент добиваться вынесения вопросов гидроэнергетики на его повестку?

Думаю, да. Мы должны сделать это ради наших потомков.

Источник статьи: http://www.24.kg/economics/2007/04/07/481 45.html
Last updated: 2007-04-07 15:15:16


Портал создан при технической и финансовой поддержке ПРООН.